Метро!
Как много в этом звуке… А сколько тайн скрывают переплетения
тоннелей, соединительных ветвей и вентиляционных шахт. Многие
слышали о существовании Метро-2, соединяющего правительственные
и военные объекты в Москве. Но кто слышал о секретном проекте
использования тоннелей метро для (в прямом смысле) стратегических
целей?
В 70-х годах ХХ века противостояние двух супердержав принимало
порой весьма причудливые формы. Например, в ответ на планы
США создать мобильные ракетные комплексы подземного базирования
на железнодорожном ходу у нас начались разработки аналогичной
системы. В результате в 1987 году был создан комплекс «Скальпель»
(SS–24), передвигавшийся по железнодорожным путям общего пользования.
Параллельно с этим на московском метрополитене испытывался
экспериментальный образец транспортно-пусковой системы «Крот-М».
Это чудо техники представляло из себя состав из трёх вагонов:
– командного пункта с автономной дизельной электростанцией
(на случай отключения напряжения в контактном рельсе)
– пусковой установки с баллистической ракетой
– вагона обеспечения боевого дежурства с 4 купе для личного
состава и кабиной управления поездом.
Комплекс должен был нести боевое дежурство на соединительной
ветви, примыкающей к пути метрополитена и при необходимости
боевой работы проследовать к специально оборудованной пусковой
шахте.
Таких шахт было построено три. Для облегчения условий подъёма
транспортно-пускового контейнера шахты были врезаны в перегонные
тоннели в местах расположения стрелочных переводов, т. к.там
диаметр тоннеля значительно больше. Вагон с пусковой установкой
подгонялся под шахту, в ней открывалась заслонка и производился
подъём контейнера в вертикальное положение одновременно с
продвижением вагона вперёд до полного входа контейнера в пусковую
шахту.
На поверхности шахта выходила на импровизированную стройплощадку
метростроя. Таких объектов немало в Москве.
К счастью до пусков ракет дело не дошло. А перестройка, завершившаяся
распадом СССР поставила жирный крест на этом проекте.
Metrofun
Москва, 2003г
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ:
В середине 80х годов прошлого века великий иракский диктатор
Саддам Хусейн через посредников вёл переговоры о строительстве
в Багдаде метрополитена стратегического назначения. Его план
предусматривал не отдельный спецпоезд, а по одному спецвагону
в каждом обычном, "гражданском"составе. Пусковые шахты
должны были оборудоваться на каждой станции. В конце концов
в Ираке проект посчитали слишком амбициозным и согласились на
поставку "Скадов". |