ЛЕКЦИЯ 1.
Испытатели вагонов.
Подвижной состав должен
содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем его бесперебойную
работу и безопасность движения.
Все элементы вагонов по прочности, устойчивости и техническому
состоянию должны обеспечивать безопасное и плавное движение
с наибольшими скоростями, установленными МПС.
Вновь построенный подвижной состав до сдачи его в эксплуатацию
должен быть испытан и принят от завода-поставщика порядком,
установленным МПС.
Из ПТЭ.
Насколько прочен корпус вагона? Выдержит ли
он удар "в лоб" во встречный поезд? В стену? На
какой скорости? Какой процент пассажиров при этом получит
какие повреждения? Какой степени тяжести? Вопросы, вопросы...
Чтобы ответить на них, практически сразу же после постройки
первого депо, стали строить полигон для испытаний техники
метрополитена. Своеобразную полосу препятствий для подвижного
состава, СЦБ и технического персонала.
|
Специалисты-испытатели моделируют на компьютере критические
ситуации. |
Лучшие специалисты метрополитена, лучшая техника
(многие приборы и механизмы работают и поныне!) были направлены
для обеспечения проведения комплексных и всесторонних испытаний.
Полигон располагался на территории, где сейчас находится депо
"Красная Пресня". Испытания велись круглосуточно.
Вагоны, приходящие с завода, обкатывались на стендах типа
"бегущая дорожка": накручивая тысячи километров,
они оставались на месте. Каждый поступивший на метрополитен
направлялся сюда на стажировку - людей обкатывали также, как
технику. Приучали не бояться темноты тоннеля, различать по
звуку неисправности, бороться со сном, высыпаться за два с
половиной часа, питаться в антисанитарных условиях за считанные
минуты, терпеть нужду по нескольку часов. Не все могли пройти
через это. Отбор был очень серьёзный, ведь машинист, как космонавт
на орбите - один на один с проблемами. И так же, как космонавт,
он - представитель своей страны, своего народа перед иностранными
туристами, великое множество которых посещает метрополитен.
|
Машинисты-"камикадзе" перед
испытаниями. |
Для испытаний вагонов на прочность сначала
набирали крепких молодых людей, холостых и бездетных, с крепкой
лобовой костью - ведь ремни безопасности на рабочем месте
машиниста не предусмотрены, а подушки безопасности отменили
после того случая в депо "Северное", когда локомотивная
бригада в тупиках нарочно вызвала аварийное открытие этих
подушек и спала на них, проспав белый светофор. Пассажиров
для испытаний набирали из числа добровольцев - ДОСААФовцев.
Позже, с появлением автоматики, необходимость в "живых"
испытателях отпала. Их заменили манекены, увешанные датчиками
и телекамерами. Однако на особо ответственных испытаниях по-прежнему
поезд ведёт человек. Какой бы совершенной ни была автоматика,
она не сможет заменить опытного машиниста. Особенно при лобовом
ударе в стену.
Испытатели - это элита метрополитена. Их называют "камикадзе"
- по имени первого машиниста-испытателя, грузина по национальности,
Гиви Камикадзе. Испытания за время, прошедшее с 1935 года,
превратились в торжественный, необычный ритуал, немного мистический,
со своими традициями. Например, машинисты-испытатели одеваются
в белое, читают ПТЭ, лица их выкрашены кирпично-красной краской,
головы выбриты, а на висках - жёлто-чёрные "шашки",
над затылком укреплено кольцо-нимб. Это напоминает какой-то
языческий обряд, мистерию, венецианский карнавал масок. К
сожалению, и здесь уже намечаются перемены. Компьютерное моделирование
вытесняет человеческий фактор... |