МОСКВА
В
отечественной историографии ошибочно считают что московский
метрополитен открылся в 1935 году. На самом деле первые линии
метро появились еще за долго до этой даты. Как известно первое
летописное упоминание о Москве датируется 1147 годом. Пока наука
не получила достоверных сведений был ли метрополитен в городе
на тот момент. Одно можно сказать уверено - речные трамвайчики
уже ходили по Москве-Реке, да и жили славяне в землянках. А
от землянки до метрополитена- один шаг. Итак, рассмотрим наиболее
известные случаи строительства метрополитена в Москве. Начнем
с 1485 года. Именно в этом году началось строительство Московского
Кремля. Кремль - крепостное сооружение.Во время боевых действий
первостепенное значение имеет скорость перемещения внутри крепости
боевой силы и техники, своевременная доставка оружия и боеприпасов,
а также возможность отступления и эвакуации властных структур.
Поэтому естественным решением строителей была прокладка "кремлеполитена"
Одна
из основных линий - кольцевая (треугольная), она шла в
толще стены и служила для перемещения воинов между башнями
(станциями) во время боевых действий или в ненастную погоду.
На рисунке изображен внешний вид тоннеля. |
При Иване Грозном наступает расцвет метростроения. Первое лицо
государство боялось за свою безопасность (и не без оснований).
Вот именно из-за этого в городе тайно начинают строить метрополитен.
Как вы уже догадались - это было так называемое "Метро-2".
Правительственная
линия, служившая для эвакуации из города Первых лиц государства,
а также для сообщения Кремля с библиотекой им.И.Грозного
и камерами пыток. Хорошо виден эскалаторный наклон, метро
общего пользования и- ниже- "метро-2". |
Известны различные ходы из Кремля в замосковоречье, из кремля
к месту где сейчас стоит Храм Христа Спасителя и ряд других.
Вагоны были заказаны Грозным у боярина Метровагошкина и строились
в имении в Мытищах. Это - вагоны 81-700 "ДТС" (Две
Телеги и Сарай).
Вагон
ДТС (реконструкция) |
Вагоны ДТС оказались непрочными и неремонтопригодными.
Терпением Грозный не отличался и после очередного крушения царского
вагона посадил Метровагошкина на кол, а всех работников метрополитена
выслал в Сибирь (где ими был построен Новосибирский метрополитен).
При Екатерине II кольцевую линию Кремля частично разбирают.
Но позже стену собирают вновь, однако из-за просчетов не удалось
заново точно состыковать пути. В результате, на набережной она
имеет небольшой изгиб. Во время войны 1812 года метрополитен
активно использовался не только для эвакуации из города, но
и для хранения некоторых ценностей.
Наполеон,
будучи в Москве, поразился разнообразию линий метро. Однако
уходя из города он взорвал ряд станций и линий. В том
пожаре сгорела и вся документация по метрополитену.
Фото ФрансПресс |
В настоящее время все прежние линии метро не эксплуатируются.
А служат лишь в качестве подсобных помещений, или засыпаны строительным
мусором. Материал подготовлен совместно с Алексеем
С. Юшенковым. |
|