МАЙЯ (ТИКАЛЬ)
Метрополитен
в Центральной Америке, также, как и в Египте, имел религиозное
значение. Он был сооружён майя в 1350 году под городом Тикаль,
расположенным на полуострове Юкатан, в районе, который в 1517
году был открыт испанцем франсиско Эрнандесом де Кордоба. Тикаль,
расположенный в северных низинах ареала, где обитали майя, был,
вероятно, самым крупным центром их культуры в классическом ее
выражении. Это был важный религиозно- культовый центр, в окрестностях
которого во множестве селились люди. Весьма совершенный метрополитен
майя был построен для проведения ритуала священного движения
солнца по небесному своду.
Инженеры
майя за работой. |
В центре города находилась большая площадь, ограниченная с западной
и восточной сторон пирамидами, а с севера - акрополем Вокруг
этой площади на пространстве в 16 км2 стояло еще около 3000
зданий. Число жителей, по различным оценкам, составляло от 10
000 до 45 000 человек. Этот культовый центр занимает площадь
в 2,5 км2. В Тикале есть две очень крутые пирамиды, на верхнюю
площадку которых можно подняться по служебной лестнице. На этой
площадке располагалось ритуальное помещение.
Главная
пирамида являлась Управлением метрополитена и была посвящена
богу Солнца, недалеко от неё располагался ещё один храм-
святилище Луны. Он выполнял роль депо. |
Кроме того, здесь великое множество так называемых «малых дворцов»
— одноэтажных домов с оштукатуренными и нарядно украшенными
комнатами. Они служили для размещения различных служб- бухгалтерии,
нарядчиков, ремонта подвижного состава и складских помещений.
Как и многие другие архитектурные сооружения майя, они строились
на платформе. Каменные скульптуры и резные фигурки из дерева
сапотиллы изображают вождей майя и сцены религиозных обрядов.
Отлично сохранились изображения дежурного
по станции, машиниста и главного жреца. Резьбой украшены
карнизы дверей в некоторых дворцах, а также деревянные
притолоки в храмах.
Дежурный по станции. |
Была построена единственная линия- кольцевая. Своей формой она
символизировала движение солнца по небосводу и под землёй. Путь
выходил из депо, круто нырял под землю и выныривал у Главной
пирамиды. Ритуал начинался с первыми лучами солнца. Шесть сцепленных
носилок, строившихся целый год, лично проверял машинист (он
выбирался советом жрецов изчисла самых лучших и самых здоровых
воинов племени). Затем машинист садился в первые носилки и поезд
трогался в круговой путь. Во время движения машинист громко
и отчётливо читал молитвы (полный их текст приведён исследователем
метрополитена Артемием Ломовым на своём сайте "Голоса
Подземелья"). После двенадцати кругов, без подмен
и отдыха, изнурённого машиниста извлекали из поезда и несли
на верхний этаж Главной пирамиды. Там верховный жрец обсидановым
ножом вырезал его сердце. Так начинался новый год майя.
Схема
линии Тикальского метрополитена. |
Испанцам настолько не понравился этот обряд, что они поставили
на нём крест, а всех участников церемонии казнили. Метрополитен
был запрещён католической церковью, а его сторонники преследовались
Священной Инквизицией. |
|