Если Вы заблудились...
ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ МЕТРОПОЛИТЕНА

Неудивительно,что именно России принадлежит приоритет в разработке самых прогрессивных технологий, связанных с электричеством. Ведь и само название упорядоченного движения электронов - ток - появилось в нашей стране.
В 1912 году русский учёный Отто Михайлович Шниппельзингер опубликовал свой фундаментальный труд "Общая теория электроснабжения городского подземного транспорта". И по сей день этот труд является основой функционирования всего электроснабжения метрополитена. Выбор между прямым (постоянным) и переменным током был решён в пользу первого. О.М. Шниппельзингер справедливо рассудил, что поезд, питаемый переменным током, не смог бы сдвинуться с места, так как 50 раз в секунду менял бы направление движения. Но и прямой (постоянный) ток, оказалось, требовал решения многих технических проблем.

Опытным путём Отто Михайлович установил, что прямой ток испытывает сильное сопротивление, если проводник (в нашем случае - контактный рельс) имеет большой изгиб. Встречая сопротивление, ток старается выпрямить проводник. При большом напряжении ему не составит труда выпрямить даже рельс! Проблема была решена установкой перед кривыми участками так называемых искривителей. Электроны, проходя эти устройства, закручиваются в одну сторону, что заставляет их двигаться по криволинейной траектории. При этом ток остаётся прямым. Контактный рельс не случайно выполнен в виде капли. Под действием силы тяжести электроны скапливаются в нижней его части, обеспечиваянадёжный токосъём токоприёмником (башмаком) вагона.

В 1917 году О.М. Шниппельзингер решил проблему электроснабжения поезда переменным током. Им был построен опытный аппарат, который мог бы стать прообразом вагона на переменном токе. Официального названия этот аппарат не получил, а в лаборатории его называли "Перевёртыш". Принцип действия его прост: отрицательные части синусоиды переменного тока перевёртываются и подаются на обмотки второго двигателя. Таким образом, первый двигатель работает от положительной фазы, а второй - от перевёрнутой отрицательной, но оба крутятся в одну сторону, обеспечивая устойчивое поступательное движение.

К сожалению, октябрьский путч помешал довести работы до логического завершения - построения метрополитена. Большевики взялись за постройку только в 1934 году. Лазарь Моисеевич Каганович человек был прямой, поэтому и ток для питания поездов был выбран прямой. Тем не менее, труды О.М. Шниппельзингера были высоко оценены и многие его приборы и аппараты используются в электрохозяйстве метрополитена до сих пор.

(под редакцией dr. Iver'a)

 

[наверх][закрыть окно]
Хостинг от uCoz